понедельник, 2 февраля 2015 г.

Проблема познаваемости мира.

Многие художники посвящают как все свое творчество, так и порой экспериментируют с такими художественным средствами как картины с оптическими иллюзиями или двойственным изображением.  С помощью этих работ художники наглядно иллюстрируют неоднозначность мира, в котором мы живем, а также и пределы человеческого мышления и особенности восприятия. Как известно, восприятие можно отнести к одному из двух уровней : рациональному и чувственному. Рационалисты опираются на разум и логику, когда эмпирики наоборот отдают предпочтение чувствам. Рассмотрим данную проблему на примере картины Октавио Окампо "Видения Дон Кихота". Впервые взглянув на картину, я увидел лишь седого мужчину-крестьянина на фоне ночного пейзажа, однако, рассматривая  картину более пристально, я увидел двух всадников, мельницу и лица разных существ, выражающие в основном страх. Несомненно, что разные люди могут увидеть совершенно разные изображения на одной картине лишь потому, что они опираются на разные формы восприятия мира. Неслучайно, что при первом контакте с картиной, я увидел лишь старца это связано с тем, что мне не требовалось додумывать что-то, с помощью своего чувственного познания я просто получил информацию об этой картине, основанную на предыдущем опыте, ведь у меня существовало представление о том, как может выглядеть старец средних веков, в моем сознании существовал его сохраненный образ. Затем после ознакомления с картиной с помощью органов чувств происходит осмысление увиденного, то есть переход от чувственного уровня на рациональный, от ощущений и представлений до заключений и понятий. При более детальном просмотре картины наш мозг уже выделяет образы: всадники, мельницы и т.д; и пытается осмыслить происходящее на картине. О рациональном познании можно сказать, что оно носит абстрактный характер, именно мы отвлекаемся от частных свойств этой картины, то есть мы не замечаем, что лицо мужчины на самом деле состоит еще из двух фигур всадников и мельницы, это приходит к нам со временем, лишь после осмысления.Рациональное познание активно и целенаправленно, на уровне своего подсознания мы можем произвести любые преобразования с предметом.
Однако не стоит забывать, что оба эти уровня сознания неотделимо связаны между собой. Согласитесь, сложно было бы делать суждения или заключения о картине, без ее непосредственного восприятия, т.е. комплекса ощущений, формирующий целостный образ предмета. Наши знания, полученные органами чувств становятся базой для размышления рационального познания, поэтому, когда мы смотрим на эту картину все равно познаем ее с помощью чувственного познания, а потом это может натолкнуть на мысли и размышления, которые нужно обдумать и тогда мы пользуемся результатами рационального познания.

1 комментарий:

  1. Илья, у Вас, безусловно, лучшая работа в параллели. Вы лучше других поняли смысл задания. Необходимо было проиллюстрировать понятия темы на примере выбранного произведения искусства, и Вы это сделали. Это плюс.

    Однако, с отдельными понятиями Вы обращаетесь слишком вольно, подменяете их содержание. К примеру, восприятие - это форма чувственного, но не рационального познания. То есть, правильнее говорить не о разных формах восприятия, а о разных формах познания. Формой же рационального познания является не заключение, а умозаключение, что совсем не одно и то же (заключение - часть умозаключения, последнее суждение, вывод из посылок), к тому же, умозаключение более сложная, чем понятие, форма познания. Вот такие ошибки строго учтены в критериях оценивания эссе и влекут за собой снижение первичного балла на 1.

    ОтветитьУдалить